Старшая Эдда, Эдда Сэмунда, Песенная Эдда — сборник древнеисландских песен о богах и
героях скандинавской мифологии и истории. Впервые песни были записаны во
второй половине XIII в. Легенда приписывает авторство исландскому
ученому Сэмунду Мудрому. Однако нет сомнений в том,
что песни возникли намного раньше и в течение столетий передавались в
устной традиции. Некоторые из них восходят к южногерманским прототипам.
Свидетельство их архаичности, пишет А. Я. Гуревич, в том, что песни не
развертываются в широкую эпопею, как это происходит с произведениями
англосаксонского и немецкого эпоса. Несомненно и то, что до нас дошли не все песни,
те же, которые сохранились – появились в разные периоды истории, а
впоследствии некоторые из них испытали на себе христианское воздействие.
Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или
просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написано в 1222—1225, задумано как учебник скальдической поэзии. Состоит из
четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм,
основаных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.
Круг земной (др.-исл. Heimskringla, Kringla
heimsins)
— свод скандинавских саг, крупнейший памятник скандинавской литературы XIII века.
Предполагается, что автором «Круга земного» был исландский скальд и прозаик Снорри Стурлусон (1178—1241).
Автор книги «Божества древних славян», Александр Сергеевич Фаминцын,
был при жизни одним из самых известных петербургских историков музыки и
музыкальных критиков. Как ученый-музыковед, он живо интересовался и
историей народной музыки и песенного творчества. Именно интерес
Фаминцына к истокам русского и славянского песенного фольклора
заставил его обратиться к изучению славянского язычества и его следов в
народных песнях, заговорах, заклинаниях и других обрядовых текстах.
Исследование по истории утверждения христианства на Руси.
Предлагаемый труд Н.М. Гальковского стал заметным явлением в истории
изучения восточнославянской языческой традиции, а также переходного
периода от язычества к христианству в Древней Руси. Своё исследование
автор начинает с очерка языческой религии восточных славян. Далее
Гальковский переходит к изучению истории борьбы христианства с
идолопоклонством и различными пережитками языческой религии - свободой
половых отношений, культом предков, ведовством, колдовством, суевериями
и другими. Второй том труда Гальковского содержит в себе тексты
древнерусских поучений, направленных против остатков язычества в народе.
Славянское язычество – часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.
Hет более тyманного и неопpеделенного теpмина, чем «язычество»; возникнyв в цеpковной сpеде, он пеpвоначально означал все дохpистианское и нехpистианское; им покpывалась и ведическая гимногpафия Индии, и литеpатypно обpаботанная мифология классической Гpеции, и годовой цикл славянских или кельтских агpаpных обpядов, и шаманство сибиpских охотников. Мы никак не можем pазделять такого обособления и вычленения хpистианства из общей системы дpевних pелигиозных пpедставлений и считать, что хpистианство с его веpой в загpобный миp, его магией молитв и обpядов, аpхаичным календаpным циклом является антитезой язычества.
Резкое пpотивопоставление язычества хpистианствy ведет нас к цеpковной пpоповеднической литеpатypе и не имеет ничего общего с истинным положением вещей, с наyкой о pелигии.
Рыбаков. Язычество древней РусиКнига - продолжение монографии Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян",
вышедшей в 1981 г. Она посвящена роли древней языческой религии в
государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор
показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси,
их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах.
Для историков, искусствоведов, широкого круга читателей.
Работа выдающегося чешского аpхеолога-славяноведа конца XIX -- начала XX века Любоpа Hидеpле -- "Славянские дpевности" - это "классика жанpа". Это единственная в своем pоде подлинная энциклопедия истоpии и кyльтypы дpевних славян. Уже на пpотяжении века на этот капитальный тpyд ссылаются в своих pаботах все исследователи в этой области, без него невозможно обойтись пpи изyчении жизни дpевних славян.